Массовое жертвоприношение 227 детей в Перу было попыткой остановить экстремальные погодные явления, вызванные Эль-Ниньо, считают ученые.
Археологи в Перу говорят, что 227 тел, которые они раскопали на месте, используемом культурой индейцев Чиму, является самым большим открытым когда-либо местом захоронения принесенных в жертву детей. Ученые с 2011 года ведут раскопки могильника — известного как Хуанчакито-Лас-Ламаас, который находится на северном побережье Перу, к северу от столицы, Лимы. Хуанчакито было местом, где во времена культуры Чиму, апогей развития которых был между 1200 и 1400 годами, было совершено много детских жертвоприношений.
На этом месте кроме останков, принесённых в жертву детей, также найдены останки около 200 лам. Могильник как полагают, датируется примерно 1450 годом, период, когда регион был под властью империи Чиму. В XII-XV веках на северном побережье современного Перу существовала высокоразвитая культура Чиму. Ее представители создали государство Чимор, основали его столицу Чан-Чан, достигли высот в ирригационном деле, ювелирном мастерстве, но в 1470 году были завоеваны инками. Знаменитый полководец Тупак Инка Юпанки подчинил последнего властителя Чиму по имени Минчанкаман. Впоследствии Инки впитали в себя многие из их практик, включая политическую организацию, ирригационные системы и дорожное строительство. Однако правление Юпанки было недолгим, поскольку испанцы завоевали этот регион в 1534 году нашей эры.
«Речь идет о четырех этапах жертвоприношений, проведенных между 1200 и 1520 годами, или по одному в столетие. Это показывает, что даже после завоевания инков Чиму продолжали приносить человеческие жертвы», — сказал археолог Габриель Прието.
Ламы, которым не исполнилось и полутора лет, были похоронены лицом на восток, в сторону гор Анд, а дети — лицом на запад, к побережью.
Многие из детей были похоронены группами по трое, в хлопчатобумажных саванах, с красными раскрашенными лицами, а некоторые в головных уборах. Могильник включал в себя семена и перья из региона Амазонки, расположенного по другую сторону гор Анд, что позволяет сделать вывод, дети были собраны из разных уголков страны. По данным The New York Times , данные ДНК также показывают, что жертвами были как мальчики, так и девочки в возрасте от 4 до 14 лет, и были доставлены со всех концов империи Чиму.
Каким образом дети были выбраны для своей ужасной судьбы, остается загадкой. Научные исследования показывают, что убитые в Хуанчакито были как мальчиками, так и девочками, о каждом из которых, по-видимому, хорошо заботились, с незначительными признаками недоедания или болезней. Изотопный анализ их зубов позволяет предположить, что они прибыли из многих регионов обширной империи Чиму. Некоторые детские черепа неестественно удлинены, что свидетельствует о преднамеренной модификации черепа, которая практиковалась только в отдаленных высокогорьях. До сих пор не удалось определить, к какому социальному классу королевства Чиму принадлежали принесенные в жертву дети.
Могилы нехарактерны для культуры Чиму : дети были погребены в необычных позах – лежа на спине или скорченными на боку, а не в сидячем положении, как было принято. Ученым немного известно о жертвоприношениях в древнем Перу, поэтому им трудно указать с точностью на убийц. Ими могли быть как инки-завоеватели, так и жрецы Чиму, которые пользовались большим почетом в обществе и проводили большие празднества в честь луны.
Археолог Габриель Прието (Gabriel Prieto) из Национального университета Трухильо и его коллеги обнаружили порез на грудине почти у всех детей, сохранивших целые кости, что свидетельствует о том, что их грудные клетки были вскрыты, а сердца вырваны, сообщает Forbes .
Исследователи полагают, что массовое жертвоприношение было вызвано экстремальным погодным событием, так называемым Эль-Ниньо. Сохранившийся слой грязи на вершине песков пустыни, который покрывал ритуальное место, как полагают, был результатом периода сильных дождей, вызванных, естественным потеплением Тихого океана.
Дети и животные были принесены в жертву, чтобы успокоить явление Эль-Ниньо», — сказал Габриель Прието и показал признаки того, что они были убиты во время влажной погоды.
Он добавил, что все еще может быть найдено больше тел. “Эта история с детьми не поддается контролю. Где бы вы ни копали, там есть еще один, — сказал археолог.
«Такой потоп если бы он не остановился, опустошил бы земли Чиму, наводнив посевы, убивая рыбу и сметая людей”, — сообщает Times. Жертвоприношением жрецы ублажали богов и молили их принести хорошую погоду: положить конец засухе или затяжным ливням.
Джон Верано, антрополог из Университета Тулейна и соавтор исследовательской работы, опубликованной в журнале PLoS One , говорит, что эта жертва, по-видимому, была попыткой остановить “проливные дожди, наводнения и селевые потоки”.
Джейн Ева Бакстер, профессор антропологии в Университете Депола, которая специализируется на истории детей и детства, соглашается с тем, что Чиму, возможно, считали своих детей одними из самых ценных богатств, которые они могли бы представить богам.
«Ты жертвуешь своим будущим и всем этим потенциалом», — говорит она. «Вся энергия и усилия, которые пошли на продолжение вашей семьи, продолжение вашего общества в будущем,— вы теряете это, когда жертвуете своим ребенком».
В условиях суровой климатической аномалии, принесение в жертву детей, было самым мощным средством общения с богами.
Биоархеолог Селеста Ганьон, которая работает на соседнем участке в Перу, в интервью Forbes сказала , что важность необычно хорошо сохранившегося объекта в том, что он показывает распространенность человеческих жертвоприношениях в прошлом.
Больше на Sova
Subscribe to get the latest posts sent to your email.