Протесты против стерилизации

Принудительная стерилизация как способ избавления от «неугодных».

Не так давно, на Украине разразился громкий скандал, политик, народный депутат, глава комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, высказывается за стерилизацию малообеспеченных граждан.  По её словам «некачественные» слои населения не способные платить налоги не достойны хорошей жизни и социальной защиты.

«Во время выступления на вебинаре, который был организован Киевской школой экономики в мае 2020, народный депутат Третьякова привела примеры «стерилизации лиц», которые хотят получать соцпомощь и «стерилизации женщин», у которых нет высшего образования, и утверждала, что это будет лучшим официальным курсом в социальной сфере так как их дети будут «очень низкого качества». Стерилизация — это хирургическая операция, которая навсегда лишает человека — мужчину или женщину — возможности иметь детей. Она необратима.

Но так ли нова идея принудительной стерилизации? Когда я задумалась об этой статье я не представляла, весь масштаб этого явления. Возможно я разобью эту тему на несколько статей.

Посмотрим историю…

Государственное вмешательство в процессы рождаемости в целях улучшения качества населения или «человеческого материала» — это изобретение американское. Закон о насильственной стерилизации был впервые принят — в штате Индиана в 1907-ом году, а вскоре после этого и в Коннектикуте. После этого волна подобного рода «гениальных» идей перебрасывается в Европу, но об этом позже.

Кэрри и Эмма Бак в 1924 году, прямо перед процессом Бак против Белла, который обеспечил первое одобрение судом закона, разрешающего принудительную стерилизацию в Вирджинии.
M. E. Grenander Отдел специальных коллекций и архивов, университет в Олбани, SUNY

30 июля 1913 года. Законодательный орган штата Висконсин принимает закон о «стерилизации дефективных». Соответствующий закон подписал губернатор штата Висконсин Фрэнсис Макговерн. Закон наделяет государство правом стерилизовать заключенных как в психиатрических, так и в пенитенциарных учреждениях. Его цель заключалась в том, чтобы не допустить размножения нежелательных лиц. В законодательстве четко прописано, кто должен был решать, когда необходимы процедуры стерилизации, как должен проходить этот процесс и как должны управляться финансовые средства.

Единственная сохранившаяся фотография Вивиан Бак, с ее приемной матерью в 1924 году. Именно в этот момент исследователь евгеники считает Вивиан «слабоумной» так как, что она не смотрит на монету, которую которую держат перед её лицом.
M. E. Grenander Отдел специальных коллекций и архивов, университет в Олбани, SUNY

В соответствии с этим законодательством ответственность за решение вопроса о стерилизации пациентов или заключенных возлагается на главного врача учреждения и двух назначенных экспертов, один из которых должен быть хирургом.

В 1914 году были приняты подобные законы сразу в двенадцати Штатах. Несмотря на это практика стерилизации не получила широкого народного одобрения до конца 1920-х годов. Но даже когда 26 штатов последовали этому примеру и приняли аналогичное законодательство, врачи поначалу все еще опасались возможных исков о халатности за ненужные процедуры.

Насильственной стерилизации подвергались, «социально неадекватные» люди, некоторые категории уголовников, содержащиеся в государственных учреждениях или «лица, поддерживаемые полностью или частично за счет государственных средств». Закон охватывал «слабоумных, безумных, криминальных элементов, страдающих эпилепсией, алкогольной зависимостью, неизлечимо больных, слепых, глухих; алко и наркозависимых» — в том числе «сироты, бездомные, бродяги, бомжи и нищие», а также по другим причинам признанные нежелательными для воспроизводства себе подобных.

Итак, 9 марта 1907 года. Законодательный орган штата Индиана принимает первый закон об обязательной евгенической стерилизации человека. Одобренный губернатором Ханли, закон сделал стерилизацию обязательной для преступников, насильников и страдающих психическими заболеваниями, находящихся под стражей в государственных учреждениях (например, школа штата Форт-Уэйн для слабоумных) (законы штата Индиана, 1907, гл. 215, PP. 377-78). Кроме того, в законодательстве были определены процедуры и условия стерилизации.

Для проведения стерилизации необходимо было заручиться согласием комитета экспертов (двух хирургов) и членов Управляющего совета учреждения. Комитету необходимо было оценить состояние пациента и принять решение о том, что «нет никакой вероятности на его или ее умственное улучшение». Если такое решение будет вынесено, то можно было приступить к процедуре. В законодательстве далее указывалось, что хирурги не должны были получать компенсацию за расходы на проведение стерилизации более чем на три доллара (законы штата Индиана, 1907).

Провинциальная школа профессиональной подготовки в Ред-Дире, Альберта. 108 детей и подростков в возрасте до 18 лет, признанных «умственно неполноценными”, подвергаются насильственной стерилизации

К 1924 году около 3000 человек были подвергнуты принудительной стерилизации в США, подавляющее большинство 2500 человек были подвергнуты стерилизации в Калифорнии. В 1924 году подобный закон принимается в Вирджинии, в рамках стратегии экономии средств для облегчения налогового бремени в штате.  Закон Вирджинии утверждал: что «наследственность играет важную роль в передаче безумия, слабоумия, эпилепсии и преступности …» он сосредоточился на «неполноценных лицах» чье размножение представляло собой» угрозу для общества.

Кэрри Бак, семнадцатилетняя девушка из Шарлотсвилла, штат Вирджиния, была выбрана как первый человек, который будет стерилизован. У Кэрри был ребенок, но она не состояла в браке. Ее мать Эмма уже жила в приюте для умалишенных, штат Вирджиния. Чиновники в Вирджинии обвинили Керри, что она, как и ее мать разделяла наследственные черты характера «слабоумие» и сексуальная распущенность. Ученый совет опередил, что дочь Керри, Вивьен также была умственно отсталой. Опираясь на это, судья пришел к выводу, что Кэрри должна быть стерилизована, чтобы предотвратить рождение других «неполноценных» детей. Кэрри было всего 21 год, когда ей сделали заказанную государством операцию, по рассечению фаллопиевых труб что помешало ей иметь детей после Вивиан.

Недавние исследования доказали, что стерилизация Кэрри Бак была основана на ложном диагнозе, ее адвокат вступил в сговор с адвокатом колонии Вирджинии, для того чтобы гарантировать, что закон о стерилизации будет поддержан в суде. Незаконнорожденный ребенок Кэрри не был результатом распущенности, она была изнасилована родственником своих приемных родителей. Школьные документы об успеваемости малышки Вивьен также доказывают, что она не была «слабоумной».  Ее табель успеваемости за первый класс показал, что малышка имела оценка выше средних, и её фотография находилась на доске почета.

Благодаря делу Керри Бак возник прецедент, сделавший возможным стерилизацию приблизительно 8300 вирджинцев. Раса и класс занимали видное место в решениях дел, которые были нацелены на принудительную стерилизацию положительные решения о стерилизации касались в основном тех, кто был бедным, не белым и кто воспринимался как иммигранты (к примеру мексиканцы и их потомки, родившиеся в США, были описаны как «иммигранты нежелательного типа», и тысячи мексиканских женщин были насильственно стерилизованы в калифорнийских учреждениях с 1920 по 1950 год.).

Брошюра Министерства здравоохранения и образования, призывающая к стерилизации лиц из числа коренных американцев. И показывая им преимущества. (Кредит: Департамент здравоохранения и образования. Wikipedia)

В 1960-х годах, число людей, получающих социальное пособие, значительно возросло. В 1960-е и 1970-е года согласно исследованию, большинство врачей, проводивших добровольные стерилизации, были белыми мужчинами, которые считали, что они помогают своей стране, ограничивая рождаемость в семьях меньшинств и в семьях с низким доходом. Врачи предполагали, что они позволяют правительству сократить финансирование медицинских программ для бедных Medicaid и социального обеспечения, а также снизить  налоговую нагрузку для поддержки федеральных программ.

В 1970-е годы стерилизация стала наиболее быстро растущей формой контроля над рождаемостью в Соединенных Штатах, увеличившись с 200 000 случаев в 1970 году до более чем 700 000 в 1980 году. Южные штаты использовали стерилизацию в качестве средства контроля над афроамериканским населением с помощью «аппендэктомии Миссисипи», это название для стерилизаций, выполняемых на цветных женщинах. Среди чернокожих на юге распространено мнение, что чернокожие женщины регулярно стерилизуются без их согласия и без уважительной медицинской причины. Учебные больницы проводили эти процедуры на бедных чернокожих женщинах в качестве учебной практики.  Треть всех стерилизаций была проведена в отношении девочек в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них, было всего лишь по 9 лет.

Плакат против насильной стерилизации. Северная Каролина

Служба здравоохранения индейцев США (IHS) позднее применила принудительную стерилизацию к американским индейским женщинам в 1960-х и 1970-х годах. Мотивированные законами, которые наделяют евгенику полномочиями, перегруженные работой федеральные служащие IHS рассматривают высокий уровень рождаемости коренных американцев как проблему, которая может быть решена только с помощью их крайних методов планирования семьи. Историк Джейн Лоуренс пишет, что некоторые врачи IHS «не верили, что американские индейцы и другие женщины из числа меньшинств имеют интеллект, чтобы эффективно использовать другие методы контроля над рождаемостью», и думали, что «слишком большое количество лиц из числа меньшинств вызывают проблемы в стране».

Перепись населения 1970 года показала, что в среднем туземная женщина рожала 3,29 ребенка, в то время как средний показатель по США составил 2,48 ребенка. После окончания периода принудительной стерилизации перепись населения 1980 года показала, что среднее число детей, родившихся на одну коренную жительницу, сократилось до 1,3.

1967 году правительство признало стерилизацию 3406 американских индейских женщин без их разрешения. Хотя ученые говорят, что реальная цифра стерилизованных коренных американок намного выше по их мнению было стерилизовано до 50% индейских женщин детородного возраста. В качестве объекта исследования были выбраны женщины в возрасте от 15 до 44 лет.

Иск 1973 года, поданный Южным Центром по борьбе с бедностью, помог выявить масштабы принудительной стерилизации:

1973 году афроамериканские сестры Минни и Мэри Ралф, которым в то время было 12 и 14 лет, были тайно стерилизованы финансируемой из федерального бюджета клиникой. Их мать, которая будучи неграмотной, поставила “X” на листе бумаги, который, как она полагала, давал разрешение ее дочерям, которые были умственно отсталыми, получать противозачаточные уколы. Центр подал иск от имени сестер Ралф и разоблачил широко распространенное злоупотребление стерилизацией, финансируемое федеральным правительством и практикуемое в течение десятилетий. Окружной суд установил, что по оценкам от 100 000 до 150 000 малоимущих людей ежегодно стерилизуются в рамках программ, финансируемых из федерального бюджета.

 Цветные граждане были вынуждены согласиться на стерилизацию, когда врачи угрожали прекратить их социальные пособия, если они не согласятся на процедуры. Через судебные процессы и законодательство права индейских женщин были восстановлены. После принятия в январе 1973 года индейские и чернокожие женщины по всей стране отметили важную веху, ознаменовавшую их право самостоятельно определять иметь или не иметь детей.

 

В 1976 году Главное управление США признало, что подобная практика имела место по крайней мере в четырех из 12 регионах индейской службы здравоохранения. Эти цифры включают женщин в штате Миннесота, а также 36 девочек и девушек в возрасте до 21 года, несмотря на установленный судом мораторий на стерилизацию женщин моложе 21 года.

Харон Асетойер (Команч), исполнительный директор Ресурсного Центра образования в области здравоохранения для женщин коренных народов Америки, рассказал ReWire News в 2018 году о влиянии этой практики на психическое здоровье женщин. «Женщины стыдились, когда у них отнимали способность давать жизнь», — сказал Асетойер. «Женщины считаются священными в туземных культурах; они-дарители жизни. Многие женщины спивались до смерти, когда узнавали, что IHS их стерилизовала.

Для туземных семей это болезненная часть очень недавнего прошлого. Многие женщины, ставшие жертвами этой жестокой политики, испытывают трудности при обсуждении своих историй, и их часто молчат от стыда. Узнав о политике IHS, британский кинорежиссер Лорна Такер решила создать документальный фильм; потребовались годы создания доверия с членами сообщества, прежде чем они могли открыто говорить о своем опыте. Фильм, Amá, в настоящее время показывается в Великобритании.

По сей день местные жители настороженно относятся к IHS. Четверть местных жителей сообщили, что испытывают страх, когда идут к врачу или в клинику здравоохранения. В настоящее время существует движение среди индейских женщин, которые избегают лечения в любой больнице, и которые пытаются создать альтернативы, которые кажутся им более подходящими с культурной точки зрения.

Научно-популярный журнал, 1923 год.

Стерилизация людей в учреждениях для душевнобольных и умственно отсталых продолжалась вплоть до середины 1970-х. В свое время, 33 штата имели уставы, в соответствии с которыми тысячи американцев подверглись принудительной стерилизации. В Северной Каролине 7600 человек были принудительно стерилизованы в период с 1929 по 1974 год. Восемьдесят пять процентов этих людей были женщинами, а 40 процентов-цветными людьми. Этот штат не отменял закона, разрешающего принудительную стерилизацию, до 2003 года.

Стерилизация — это не только проблема репродуктивных прав, с которой мы сталкивались в прошлом. В 2014 году Центр журналистских расследований установил, что Калифорнийский департамент исправительных учреждений стерилизовал почти 150 женщин-заключенных с 2006 по 2010 год.

Закон о компенсациях за евгенику: в декабре 2015 года Сенат США единогласно проголосовал за оказание помощи выжившим жертвам принудительной стерилизации. Северная Каролина выплатила $ 35,000 220 выжившим жертвам своей евгенической программы. Вирджиния согласилась выплатить оставшимся в живых жертвам по $25 000 каждому.

И закончить это я хочу словами индейского вождя Белое Облако:

Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть.

Share and Enjoy:

Больше на Sova

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.