- Пещера Те’омим: древний портал в мир мертвых
Согласно статье, опубликованной в Harvard Theological Review, большая пещера близ Бейт-Шемеша, возможно, когда-то считалась порталом в подземный мир и использовалась для ритуальной магии около 1700 лет назад.
Исторические находки
Британские исследователи впервые нанесли на карту пещеру Те’омим, большую карстовую пещеру на холмах Иерусалима, в 1873 году. Однако только в последние десятилетия археологи и спелеологи начали исследовать внутренние помещения пещеры и обнаружили ряд любопытных предметов, таких как фрагменты трех человеческих черепов, 120 масляных ламп, древнюю керамику и оружие бронзового века, датируемые примерно на 2000 лет раньше масляных ламп.
Израильские исследователи изучают это место с 2009 года и обнаружили более 120 неповрежденных масляных ламп, все из которых были намеренно установлены в узких щелях и в стенах главной камеры. Большинство этих светильников были установлены между вторым и четвертым веками нашей эры, в разгар римского владычества. Археологи из Управления древностей Израиля также обнаружили оружие и керамические сосуды более ранних эпох. Но что их действительно удивило, так это человеческие черепа, которые были там найдены.
Церемонии некромантии
Масляные лампы, оружие, человеческие черепа и другие найденные артефакты, вероятно, использовались как часть некромантских церемоний, которые проводились в пещере в позднеримский период. Святилища или оракулы мертвых иногда назывались некиомантейон (или некромантейон). Обычно они располагались в пещерах, которые имели ряд специфических характеристик, включая естественные источники воды внутри пещеры и глубокую шахту.
Некромантия относится к практике общения с мертвыми, и в древних текстах того времени упоминается использование человеческих черепов как части ритуалов. Эксперты, изучавшие пещеру Те’омим и спрятанные в глубине предметы, полагают, что это могло быть место, где практиковалась некромантия в позднеримский период, около 300 года нашей эры.
“Вся эта территория претерпела радикальные изменения после краха восстания Бар-Кохбы”, — объяснил профессор Боаз Зиссу, археолог из Университета Бар-Илан, который изучает пещеру с 2009 года. Зиссу является основным автором исследования вместе с доктором Эйтаном Кляйном из Управления древностей Израиля.
“Раньше это был еврейский район, затем, вслед за вакуумом, создавшимся в этом регионе, проникли римские языческие элементы, и это могли быть новые ритуалы, проводимые новыми римскими поселенцами-язычниками”.
Во времена Римской империи магия и гадания были частью официальной религии. Римляне пытались общаться с богами, используя все средства, которые могли найти. По мнению экспертов, пещера Те’омим служила местом поклонения хтоническому божеству подземного мира.
Пещера с целебными свойствами
17 октября 1873 года британские исследователи исследовали карстовую пещеру, которую местные жители назвали “Мугарет Умм эт Тюймин” или “пещера матери близнецов”, отметили, что местные жители приписывали целебные свойства родниковой воде, которая текла в пещере. “Мать близнецов” отсылает к местным преданиям о женщине, которая боролась с бесплодием, а затем родила близнецов после того, как выпила воды из природного источника в пещере.
Другие искатели приключений отваживались спускаться в глубины в 1920-х и 1970-х годах, но обширных исследований не проводилось до 2009 года, когда пещера была повторно обследована объединенной группой исследователей из университета Мартина. Департамент исследований Земли Израиля и археологии Университета Бар-Илан, Израильский центр пещерных исследований, Еврейский университет, Управление древностей Израиля и Управление природы и парков, возглавляемые Зиссу и проф. Амос Фрумкин.
Когда Зиссу и другие исследователи вошли во внутренние помещения пещеры, они обнаружили клады серебряных и золотых монет, которые были оставлены беженцами, спасающимися от восстания Бар-Кохбы, и это стало одними из крупнейших открытий ученых в области монетных кладовых. Они опубликовали свои выводы о кладах монет несколько лет назад.
По мере того, как команды продвигались все глубже в пещеру, они делали все более странные открытия, в том числе масляные лампы, втиснутые в расщелины в скале, которые они выуживали с помощью длинного металлического крюка.
“Человеческие черепа, — утверждают археологи, — использовались по всей Римской империи, в том числе в Палестине и ее окрестностях, в церемониях некромантии и общения с мертвыми”. Также масляные лампы обычно появлялись в таких обрядах, где участники пытались угадать будущее, интерпретируя формы, созданные пламенем.
Верующие думали, что эта шахта вела в подземный мир, и мертвые могли использовать ее, чтобы подниматься на поверхность и общаться. Согласно некоторым источникам, почти возле каждого города греко-римского мира было местное предсказание мертвых.
В пещерах Те’омим есть источник внутри пещеры, который в какой-то момент собрался в бассейн, вырубленный в скале, естественная 21-метровая (69 футов) шахта и культурная история, которая приписывает пещере целебные свойства и плодородие.
Раскрытие магии в археологии
С первых дней исследования было ясно, что пещера имела какое-то религиозное или магическое значение, сказал Зиссу. “Мы рассматривали ее как часть святилища или связанную с каким-то ритуалом по обузданию подземного мира”, — сказал он. Возможно, это было связано с историей о Персефоне, царице Подземного мира в греческой и римской мифологии, которой часто поклонялись в пещерах.
Одна из проблем выявления и понимания магических практик в археологии заключается в том, что часто магия практиковалась тайно и не регистрировалась. Люди практиковали эти ритуалы на задворках общества, иногда подвергаясь большому риску, если эти практики были объявлены вне закона.
“В некоторые периоды этот обычай объявлялся незаконным. В любом случае, власти относились к нему негативно”, — сказал Кляйн из Управления древностей Израиля.
Есть несколько текстовых упоминаний о некромантии, в том числе в еврейских текстах, таких как история о том, как Саул вызвал пророка Самуила в Эйн-Доре (1 Царств 28:7-24). Это деяние не было воспринято благосклонно, и некромантия каралась смертью.
Клинописные таблички из Месопотамии, датируемые первым тысячелетием до нашей эры, содержат культовые тексты, описывающие различные ритуалы общения с духами с использованием человеческих черепов. В “Одиссее” Гомера ведьма Цирцея использует некромантию, чтобы помочь Одиссею проконсультироваться с пророком Тиресиасом. В римский период некромантия переплелась с идеей человеческих жертвоприношений, что привело к принятию законов против колдовства и гаданий. Хотя некромантия была маргинализирована, она все еще практиковалась, в том числе императорами Нероном и Адрианом, утверждают авторы.
Эйтан Кляйн и Вооз Зиссу, эксперты Управления древностей Израиля и Университета Бар-Илан, в своей статье выделяют многочисленные исторические источники, которые ссылаются на веру в то, что духи боялись металла, особенно бронзы и железа. Следовательно, наличие мечей и другого оружия служило бы «защите верующего от злых духов и гарантировало, что подношения конкретному вызываемому духу не будут приняты другими духами».
Пещера Те’омим “обладает всеми необходимыми физическими и культовыми элементами, чтобы служить возможным порталом в подземный мир”, утверждают авторы исследования. И они добавляют, что большинство обнаруженных предметов — лампы, чаши, керамические и стеклянные сосуды, острие топора и кинжалы — так или иначе использовались для колдовства и магии.
Есть также свидетельства того, что древние евреи практиковали некромантию, например череп, который коллекционер Шломо Муссаиефф купил на рынке древностей, с еврейской клятвой, написанной на арамейском, вероятно, заклинание против демона. Раввины Иерусалимского и Вавилонского талмуда осуждают использование “вызывания мертвых с помощью предсказаний и того, кто обращается к черепу” (Синедрион 65b).
Согласно статье, широкое распространение масляных ламп, вероятно, является частью практики лихномантии или лампадомантии, использования масляных ламп для гадания. Маги или пророки наблюдали и интерпретировали формы, создаваемые пламенем, которое, как считалось, было духом, богом или демоном.
Зиссу сказал, что одной из самых странных вещей при раскопках археологических находок в пещере было то, что раскопок было так мало. Вместо этого это было больше похоже на выуживание находок из трещин в скалах. Раскопки проводились позже, на этапе исследования, когда археологи просматривали материалы о древних ритуалах и религиях.
“Только позже мы узнали о других возможностях, о том, что это могли быть остатки ритуалов некромантии”, — сказал Зиссу. “Мы сопоставили наши находки с археологическими данными из других раскопок и выдвинули это предположение”.
Обнаружение черепов стало серьезным сдвигом в мышлении в сторону некромантии, а позже они обнаружили тексты, в которых упоминалось использование металлического оружия во время церемоний для отпугивания демонов.
Тем не менее, сказал Зиссу, они никогда не узнают наверняка. “Это всего лишь идея, это предположение”, — сказал он. “У нас нет окончательных доказательств того, что ситуация такова”.
Не пытайтесь пойти в пещеру сами
Некоторые части пещеры Те’омим открыты для посещения, а прохладная пещера — желанная передышка для летних туристов. Участки пещеры, где Зиссу и другие сделали открытия, требуют передовых методов спелеологии, включая веревки для передвижения по глубоким шахтам, и закрыты для посещения из-за возможности серьезных травм или смерти.
Зиссу подчеркнул важность соблюдения посетителями вывешенных знаков и огороженных территорий для безопасного посещения пещеры.
Пещера открыта для посещения с праздника Песах в апреле до праздника Суккот осенью, чтобы защитить зимующих летучих мышей.
Зиссу исследовал ряд других пещер в этом районе, в том числе византийский монастырь и безумные истории о средневековой кровной мести в близлежащей пещере Шимшон. Но, по его словам, несмотря на близость к предполагаемому порталу в подземный мир, у него не возникло сильного ощущения, что команда имела дело с миром мертвых.
“Я археолог. Я имею дело с данными фактами и артефактами”, — сказал он. “Лично у меня нет никаких особых чувств, я просто пытаюсь сделать все возможное, чтобы записать данные и убедиться, что моя команда благополучно вернется домой”.
Больше на Sova
Subscribe to get the latest posts sent to your email.