День мертвых, национальный праздник, который отмечается в Мексике с 31 октября по 2 ноября. Некоторые ошибочно приравнивают его к Хэллоуину, американскому празднику, посвященному призракам. Но эти два праздника имеют принципиально разные корни. Если Хэллоуин берет свое начало в языческих и христианских традициях, День мертвых имеет корни коренного населения этого региона празднование и почитание ацтекской богини смерти.
Для Европейцев День мертвых может показаться торжественным событием, но знаменитый праздник Мексики на самом деле является днем поминовения живыми своих усопших. В эти дни мексиканцы строят дома (небольшие алтари) в честь своих близких кладут на них еду, напитки, фотографии и другие личные вещи усопших, а так же украшают могилы своих предков.
В первый день семьи вспоминают погибших детей, а во второй -взрослых. Мексиканцы верят, что в эти дни духам близких разрешается присоединяться к живым и общаться с ними, и празднование ориентировано на эту идею: люди оставляют игрушки и калаверы (культовый черепа, сделанные из сахара и празднично разукрашеные) для детей и взрослых они оставляют еду, любимые вещи и алкоголь на тщательно продуманных самодельных алтарях (называемых офрендами).
Общенациональные торжества, которые включают массовый парад в Мехико, обычно начинаются в ночь на 31 октября, когда семьи бодрствуют на могилах. Мексиканская традиция гласит, что 1 и 2 ноября мертвые пробуждаются, чтобы воссоединиться и отпраздновать эти дни со своей живой семьей и друзьями.
Миктекачиуатль, богиня смерти.
Когда испанцы прибыли в центральную Мексику 500 лет назад, в регионе проживали миллионы коренных жителей. Конкистадоры характеризовали их как ацтеков, потому что в то время они были объединены под властью обширной империи ацтеков.
Согласно записям колониального периода, империя ацтеков была образована в 1427 году, всего за столетие до прихода испанцев. Но праздник, который мексиканцы теперь называют Диа-де-лос-Муэртос, существовал много веков до этого и вероятнее всего возник у народа тольтеков в центральной Мексике. И только потом был признан Ацтеками.
В любом случае, ко времени вторжения испанских конкистадоров в 1519 году ацтеки имели обширный пантеон богов, в который входила богиня смерти и подземного мира по имени Миктекачиуатль. Её почитали в течение всего девятого месяца ацтекского календаря, 20-дневного месяца, который примерно соответствовал концу июля и началу августа.
Мифология ацтеков говорит, что Миктекачиуатль была принесена в жертву ребенком и выросла в подземном мире, где вышла замуж за владыку подземного мира Миктлантекутли (исп. Mictlantecuhtli — «Владыка Миктлана») . Вместе со своим мужем она управляла подземным миром.
Миктекачиуатль часто изображают с содранной кожей и разинутой челюстью скелета, она связана как со смертью, так и с воскресением. Согласно одному из мифов, Миктекачиуатль и ее муж собирали кости в подземном мире, чтобы их можно было вернуть в страну живых и восстановить жизнь. Ацтеки умиротворяли страшных богов подземного мира, хороня своих умерших с едой и драгоценностями.
Археологи и историки относительно мало знают о деталях месячного празднования дней Миктекачиуатль, но говорят, что вероятно, традиции включали в себя сжигание благовоний, песни и танцы, а также кровавые жертвоприношения — обычную практику во многих ритуалах ацтеков.
Смешение культур.
Вскоре после того, как Христофор Колумб прибыл в Карибское море в 1492 году, испанцы колонизировали этот регион. В 1521 году империя ацтеков пала в результате двухлетней войны, которую вел испанец Эрнан Кортес. Испанские захватчики Мексики были католиками, и усердно трудились, чтобы проповедовать евангелие коренным народам. Чтобы искоренить устоявшиеся верования индейцев, они разрушали религиозные храмы, сжигали местных идолов и уничтожали ацтекские книги.
Но коренные народы Мексики, как и во всей Америке, сопротивлялись усилиям Испании по искоренению их культуры. И тогда священники пошли на хитрость, вместо полного уничтожения культуры они смешивали свои религиозные и культурные обычаи с теми, которые существовали у коренного населения.
Возможно, самым известным символом этнического и культурного смешения, определяющего современную Мексику, является Дева Гваделупская, уникальная мексиканская Дева Мария (Ла Вирхен Де Гуадалупе).
По легенде явившаяся индейцу по имени Хуан Диего, и на его родном языке науатль велела ему построить ей святилище. Считается, что явление Девы Гваделупской коренному жителю является одной из сил, лежащих в основе создания Мексики, которую мы знаем сегодня. Темная кожа девы Марии Гваделупской и история ее появления была рассказана на местном языке науатль а также на испанском, помогли обратить коренное население Мексики в христианство. Считается, что в ней сочетаются ацтекское и испанское наследие.
Папа Иоанн Павел II канонизировал Хуана Диего в 2002 году, сделав его первым святым коренных американцем, и объявил Богоматерь Гваделупскую покровительницей Америки. Сегодня базилика Девы Марии Гваделупской в Мехико входит в число самых посещаемых святых мест в мире.
День мертвых — почти наверняка аналогичный случай смешанных культур.
Испанским завоевателям было трудно убедить коренные народы отказаться от своих ритуалов в честь богини смерти Миктечихуатль. Компромисс состоял в том, чтобы перенести эти местные праздники с конца июля на начало ноября, чтобы они соответствовали Allhallowtide– трехдневному христианскому празднованию Кануна Всех Святых, Дня всех святых и Дня всех душ.
Таким образом, индейский праздник номинально был связан с католицизмом. Но многие обычаи и верования, связанные с поклонением умершим, оставались глубоко коренными для местного населения.
Связь мексиканского дня мертвых Диа-де-лос-Муэртос и традиций Ацтеков.
Основная идея жизни ацтеков, заключалась в том, что люди не идеальны – они совершают ошибки. “Земля скользкая, скользкая», — говорили ацтеки. И чтобы не совершать ошибок, люди должны жить сбалансированной жизнью на трех разных уровнях: в своей психике, в своем теле и в своем обществе.
Главная индивидуальная цель этики ацтеков состоит в том, чтобы люди уравновешивали свою психику. Это делается путем выравнивания сердца(йоллотля), и лица ( икстли). Под “сердцем” ацтеки подразумевали мысли и желания. Под “лицом” они подразумевали рациональную организацию этих желаний.
Таким образом, для ацтеков счастливая жизнь достигалась за счет равновесия. Индивидуально это означает уравновешивание своего “лица” и “сердца”, но в социальном плане это включает друзей, семью и предков. Ритуалы Дня мертвых помогают поддерживать этот социальный баланс.
Важно отметить, что “сердце” — это метафора для всех желаний тела. Кроме того, ацтеки не отличали разум от тела. Они верили, что каждая область тела имеет свой собственный “разум”. Например, наши глаза думают одним способом, уши другим, а кожа-еще одним. Как утверждает ученый Альфредо Лопес Остин , ацтеки думали о сознании как о результате экосистемы разумов, когда каждый разум конкурировал за внимание и выражал свои собственные желания.
В рамках этой экосистемы ацтеки верили, что в трех областях находится наивысшая концентрация космических сил, которые делают людей живыми, движущимися существами: сердце (в данном случае физическое сердце), голова и печень.
В сердце находится “йолия”, которая выражает сознательную и запоминающуюся личность человека. В голове находится “тоналли”, которое выражает силу характера и судьбы человека. А в печени находится “ихиотль”, отвечающий за наше дыхание и здоровье.
Ацтеки верили, что эти три силы после нашей смерти отделяются от наших тел. Ихиотль или дыхание, немедленно воссоединяется с природой. Тоналли или жизненная сила, возвращается в виде энергии, которую можно призвать в случае необходимости. Одна из них-йолия или личность, отправляется в страну мертвых, называемую Миктлан, где переживает ряд испытаний, в том числе голод и холодные ветры.
Чтобы помочь в путешествии, йолию каждого человека сопровождает маленькая желтая собачка и подношения, которые делают его близкие. Вот почему в разные дни года – не только в День мертвых – члены семьи должны помогать йолии недавно умерших родственников, предлагая им еду, напитки и другие подарки в их домашних святилищах.
Через четыре года йолия завершает свое путешествие и воссоединяется с фундаментальной энергией Вселенной – “ометеотлем», или богом. Таким образом, все, что осталось от умерших, — это их сила личности как тоналли, к которой, как верили ацтеки, можно было обратиться, вспомнив их имя.
Почитание мертвых, а к ним относятся самодельные сахарные черепа, украшающие домашние алтари, фантастические животные – духи, называемые алебриджами, и изображения веселых калавер – скелетов, наслаждающихся загробной жизнью в своих лучших регалиях. Пан де муэрто, он же “хлеб мертвых”, сладкое угощение, встречающееся в большинстве панадерий, которое представляет собой круглую буханку, которую можно украсить черепом и скрещенными костями
Называемая ацтеками джемпасучиль, яркая мексиканская календула растет осенью. Согласно мифу, сладкий запах этих цветов пробуждает мертвых, эти цветы до сих пор используются мексиканцами для украшения алтарей.
Искусно украшенные святилища умерших близких, которые обычно содержат подношения для умерших, также имеют до испанское происхождение. Многие коренные народы по всей Мезоамерике имели алтари в своих домах или патио. Они использовались для выполнения домашних ритуалов, поклонения богам и общения с предками.
Кости, черепа и скелеты, столь характерные для Дня мертвых, также всегда использовались коренными жителями. Многие боги ацтеков изображались в виде скелетов. Другие божества носили кости в качестве одежды или украшений.
Ацтеки, которые практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения, даже использовали человеческие кости для изготовления музыкальных инструментов. В столице ацтеков Теночтитлане был большой костяной стеллаж, называемый цомпантли, в котором хранились тысячи человеческих черепов.
Простолюдины ацтеков хоронили умерших членов семьи под своими собственными домами, чтобы держать их поближе, и тогда сама Миктекачиуатль становилась грозным хранителем не только их костей а и защищала дом.
Вспоминая наших предков, думали ацтеки, мы помогаем сбалансировать нашу жизнь, пока мы здесь, на Земле, а также поддерживаем наших близких в их загробной жизни. В этом, по сути, и заключается цель Дня мертвых, который многие Мексиканцы отмечают сегодня. Это хорошая причина, сказали бы ацтеки, чтобы почтить богиню смерти хлебом, цветами и убийственной трехдневной вечеринкой.
P.S Возможно вам также будет интересно прочесть о Плавучих садах древних ацтеков.
Больше на Sova
Subscribe to get the latest posts sent to your email.